Рубрики

Где-то я уже это видел, или Некоторые размышления на тему авторских прав

Создавать новое сложно. Особенно в наше время, когда история искусства насчитывает тысячелетия, когда человеческое воображение ограничено определенным набором цветов, форм, символов, явлений природы, миром флоры и фауны и когда так много уже придумано, написано, зарисовано, сыграно, спето и построено.

Недавно один мой знакомый профессиональный художник, когда мы обсуждали с ним проблему плагиата, сказал мне: «Юля, Вы знаете, когда я смотрю на работы современных художников, у меня частенько возникает ощущение, что где-то я уже это видел…» Да и мои творческие друзья периодически расстраиваются, что вот, мол, нарисовали они картину, а потом увидели нечто подобное. Что это? Действительно плагиат, вдохновение другими авторами, или просто совпадение, когда сходные формы и образы рождаются независимо в воображении нескольких человек? Был ли в этом прямой умысел или это получилось невольно, под впечатлением от того или иного произведения? Да и влияние учителей на своих подопечных тоже бывает настолько велико, что порой смотришь на картину – и уже сложно понять, чья кисть, наставника или его ученика. Притом согласитесь, однако, что довольно сложно нарисовать абсолютно разных зеленых волнистых попугайчиков, серых мышей, абсолютно разные морские звезды, красные яблоки, рябину, лавандовое поле, букеты васильков или ветки сирени (излюбленная тема многих художников), если только один художник не пишет в стиле кубизма, другой – импрессионизма, а третий – сюрреализма. Да и мало ли среди художников тех, кто когда-либо не копировал понравившиеся работы? Или не заимствовал приглянувшийся сюжет? И всегда ли это является нарушением?

Мой собственный подход здесь таков: я стараюсь не смотреть на украшения, создаваемые другими дизайнерами, не хожу на тематические выставки и в ювелирные магазины, не изучаю ювелирные каталоги, поскольку какие-то образы могут настолько «впечататься» в сознание, что при создании собственных работ уже сложно понять, откуда взялся тот или иной мотив. И дело вовсе не в желании копировать или подражать кому-то, таково свойство человеческой памяти и воображения.

Уровень уважения к авторским правам хорошо иллюстрируется таким весьма известным подходом, в определенном смысле даже являющимся критерием популярности автора: «если вас копируют, значит вы талантливы». Что уж говорить о бесконечных попытках зарабатывать на плагиате?

И речь ведь идет не только о случаях намеренного нарушения, но зачастую о недопонимании закона, а также самой сути авторства и интеллектуальной собственности. Вдобавок ко всему порой выявлять факты нарушений достаточно сложно, поскольку невозможно знать всех творцов и их произведения, а совершенного механизма, позволяющего проверить произведение на плагиат, нет. Тем более что в российском правовом поле для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей (пункт 4 статьи 1259 ГК РФ). И в этом случае остается только доверять добросовестности и законопослушности человека. А это не всегда работает.

В данной статье мне не хочется акцентировать внимание на случаях умышленного нарушения авторских прав, ниже я приведу основные заблуждения, с которыми мне приходится сталкиваться, в отношении использования произведений.

Заблуждение № 1: если картина не предназначается для продажи, то можно свободно копировать произведение другого художника и затем использовать результат по своему усмотрению, например выставлять на всеобщее обозрение. Или использовать музыку без выплаты авторского вознаграждения, если концерт бесплатный. Достаточно распространенное, надо сказать, заблуждение. Пленум Верховного Суда РФ № 10 (пункт 89) указал, что использование произведения науки, литературы и искусства любыми способами, как указанными, так и не указанными в подпунктах 1–11 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ, независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, допускается только с согласия автора или иного правообладателя, за исключением случаев, когда Гражданским кодексом Российской Федерации допускается свободное использование произведения.

Закон содержит исчерпывающий перечень ситуаций, когда свободное использование произведения допустимо, а именно:

1) в личных целях – без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения (пункт 1 статьи 1273 ГК РФ) допускается воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением: воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений; воспроизведения баз данных или их существенных частей, кроме случаев, предусмотренных статьей 1280 ГК РФ; воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев, предусмотренных статьей 1280 ГК РФ; репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов (статья 1275), то есть их факсимильного воспроизведения с помощью любых технических средств, осуществляемого не в целях издания; видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи; воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях. При этом в случае, когда исключительно в личных целях осуществляется воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений, авторы, исполнители, изготовители фонограмм и аудиовизуальных произведений имеют право на вознаграждение, предусмотренное статьей 1245 ГК РФ.

Естественно, возникает закономерный вопрос: что понимается под «личными целями» и «необходимостью» в контексте статьи 1273 ГК РФ? Ответ находим в абзацах 3 и 4 пункта 97 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 от 23 апреля 2019 года «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее по тексту – «Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10»), согласно которым допускается без согласия автора или иного правообладателя воспроизведение, осуществляемое только гражданином и только в личных целях, под которыми по смыслу статьи 1273 ГК РФ понимается последующее некоммерческое использование соответствующего экземпляра для удовлетворения собственных потребностей или потребностей обычного круга семьи этого гражданина (который определяется судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела). При этом под использованием произведения при необходимости понимается использование в единичных экземплярах (ограниченном количестве), количество которых оправданно и необходимо для удовлетворения названных потребностей;

2) в информационных, научных, учебных или культурных целях – без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования допускается: цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати; использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью; воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем; воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их использование в сборниках; воспроизведение, распространение, сообщение в эфир и по кабелю, доведение до всеобщего сведения в обзорах текущих событий (в частности, средствами фотографии, кинематографии, телевидения и радио) произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью; публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями или содержащимися в данных учреждениях; запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций; и другие случаи свободного использования произведения, установленные настоящей статьей;

3) пародии и карикатуры – без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения допускаются создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры. В связи с этим автор оригинального произведения не вправе запрещать использование своего произведения указанным способом на основе положений части четвертой ГК РФ (пункт 99 Пленума Верховного Суда РФ № 10). В случае если пародия или карикатура порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора оригинального произведения, он вправе использовать иные способы защиты (например, установленные статьей 152 ГК РФ);

4) использование произведения библиотеками, архивами и образовательными организациями – без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения общедоступные библиотеки, а также архивы, доступ к архивным документам которых не ограничен, при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе предоставлять во временное безвозмездное пользование (в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов) оригиналы или экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот (пункт 1 статьи 1275 ГК РФ); образовательные организации при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования создавать копии, в том числе в электронной форме, отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических печатных изданиях, коротких отрывков из иных правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) и предоставлять эти копии обучающимся и педагогическим работникам для проведения экзаменов, аудиторных занятий и самостоятельной подготовки в необходимых для этого количествах (пункт 6 статьи 1275 ГК РФ); другие случаи, установленные статьи 1275 ГК РФ;

5) использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения, – без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения допускаются воспроизведение и распространение изготовленных экземпляров, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, если изображение произведения является основным объектом использования или изображение произведения используется в целях извлечения прибыли; допускается свободное использование путем воспроизведения и распространения изготовленных экземпляров, сообщения в эфир или по кабелю, доведения до всеобщего сведения в форме изображений произведений архитектуры, градостроительства и произведений садово-паркового искусства, расположенных в месте, открытом для свободного посещения, или видных из этого места (статья 1276 ГК РФ). В пункте 100 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 отдельно отмечается, что при применении статьи 1276 ГК РФ судам следует учитывать, что сеть Интернет и другие информационно-телекоммуникационные сети не относятся к местам, открытым для свободного посещения;

6) публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения – без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии (статья 1277 ГК РФ);

7) воспроизведение произведения для целей правоприменения – без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается воспроизведение произведения для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью (статья 1278 ГК РФ);

8) запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования – без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения организация эфирного вещания вправе делать запись в целях краткосрочного использования того произведения, в отношении которого эта организация получила право на сообщение в эфир, при условии, что такая запись делается организацией эфирного вещания с помощью ее собственного оборудования и для собственных передач. При этом организация обязана уничтожить такую запись в течение шести месяцев со дня ее изготовления, если более продолжительный срок не согласован с правообладателем или не установлен законом. Такая запись может быть сохранена без согласия правообладателя в государственных или муниципальных архивах, если она носит исключительно документальный характер (статья 1279 ГК РФ).

Заблуждение № 2: если музыкальное произведение относится к общественному достоянию, то его можно свободно публично исполнять, независимо от того, кто его исполняет. Важная тема для тех, кто творит, – общественное достояние. Потому как для многих это выход из положения, значительно упрощающий использование произведения: не надо разбираться с разрешениями, платить авторское вознаграждение и т.д. И вот человек обрадовался, думает: «Коли сама музыка древняя, то можно ее свободно использовать, например при постановке танцевального номера, на показе мод, или вмонтировать в ролик собственного производства». И какого же его удивление, когда социальная сеть, где он свое творчество разместил, вдруг блокирует ролик с указанием, что имеет место нарушение авторских прав исполнителя. Ибо многие забывают или даже не знают, что, помимо самого музыкального произведения как объекта авторских прав, есть еще исполнение этого произведения артистом (певцом, музыкантом и др.) и, соответственно, авторские права исполнителя такого произведения, которые также защищаются в соответствии с законодательством.

Согласно статье 1282 ГК РФ после прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Пленум Верховного Суда РФ (пункт 111 Постановления № 10) разъяснил, что музыкальное произведение с текстом или без текста (объект авторского права), его исполнение артистом-исполнителем и фонограмма исполнения представляют собой самостоятельные результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые могут принадлежать разным лицам. Распоряжение осуществляется в отношении каждого права отдельно. Нарушение прав на каждый такой результат носит самостоятельный характер. В силу пункта 3 статьи 1317 ГК РФ исключительное право на исполнение не распространяется на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения в случаях, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1317 ГК РФ исполнителю принадлежит исключительное право использовать исполнение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на исполнение), в том числе способами, указанными в пункте 2 указанной статьи. Исполнитель может распоряжаться исключительным правом на исполнение.

Заблуждение № 3: использование бесплатной лицензии означает, что можно произведение использовать как угодно. Это далеко не так. Для творческих людей существуют, например, лицензии Creative Commons. На сегодняшний день их шесть типов и у каждой из них есть определенные условия и ограничения на право использования произведения, с которыми очень важно внимательно ознакомиться и которые необходимо обязательно соблюдать при использовании лицензий.

И кстати, лицензии Creative Commons, помимо юридического описания условий лицензий, предоставляют также и описание для не юристов, так называемое «Краткое описание» (Commons Deed), которое хотя и не является лицензией (и его содержание не является частью самого юридического текста), но дает возможность на доступном для большинства пользователей языке ознакомиться с основными условиями и положениями лицензий.

Заблуждение № 4: можно взять произведение (его часть) другого автора, изменить его, «улучшить» каким-либо образом, снабдить картинками, сопроводительными текстами или на его базе создать что-то свое. Полагаю, многие из вас слышали о личной неприкосновенности, неприкосновенности частной жизни, жилища – это установленные Конституцией Российской Федерации основополагающие права человека и гражданина. Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает еще одно важное право – право автора на неприкосновенность созданного им произведения. В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 1255 ГК РФ автору принадлежит право на неприкосновенность произведения. Статья 1266 ГК РФ раскрывает содержание этого права следующим образом: в пункте 1 данной статьи установлен запрет без согласия автора на внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).

Согласно второму абзацу пункта 87 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 право на неприкосновенность произведения (абзац первый пункта 1 статьи 1266 ГК РФ) касается таких изменений произведения, которые не связаны с созданием нового произведения на основе имеющегося. Соответствующие изменения допускаются с согласия автора (или иного лица в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 статьи 1266 ГК РФ), которое должно быть определенно выражено. При отсутствии доказательств того, что согласие было определенно выражено, оно не считается полученным.

При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме (абзац 2 пункта 1 статьи 1266 ГК РФ).

В целях защиты неприкосновенности произведения часть 2 статьи 1266 ГК РФ предоставляет автору, а после смерти автора – заинтересованным лицам право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами статьи 152 ГК РФ в случае извращения, искажения или иного изменения произведения, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и в случае посягательства на такие действия.

Помимо личного неимущественного права на неприкосновенность произведения, Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено право на переработку произведения, являющуюся одним из способов использования произведения. Согласно пункту 1 статьи 1270 ГК РФ и подпункту 9 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом, в том числе перевод или другая переработка произведения. Под переработкой произведения (подп. 9 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ) понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Пленум Верховного Суда РФ № 10 (см. пункты 87 и 95) разъяснил, что при рассмотрении дел о нарушении исключительного права на произведение путем использования его переработки для удовлетворения заявленных требований должно быть установлено, что одно произведение создано на основе другого. То есть переработка предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего.

Создание похожего (например, в силу того что двумя авторами использовалась одна и та же исходная информация), но творчески самостоятельного произведения не является нарушением исключительного права автора более раннего произведения. В таком случае оба произведения являются самостоятельными объектами авторского права. Для установления того, является созданное произведение переработкой ранее созданного произведения или результатом самостоятельного творческого труда автора, может быть назначена экспертиза.

Право на переработку произведения (абзац 6 пункта 87 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10) может быть передано в числе иных правомочий в рамках передачи исключительного права по договору об отчуждении исключительного права в полном объеме (статья 1234 ГК РФ) либо предоставлено по лицензионному договору (статья 1235 ГК РФ), а также может перейти по установленным в законе основаниям без заключения договора с правообладателем (статья 1241 ГК РФ).

Обратите внимание на такой инструмент авторского права, введенный в ГК РФ достаточно недавно (в 2014 году), как открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства. Статья 1286.1 ГК РФ (пункт 1) определяет открытую лицензию как заключенный в упрощенном порядке лицензионный договор, являющийся договором присоединения, по которому автором или иным правообладателем (лицензиаром) предоставляется лицензиату простая (неисключительная) лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства в предусмотренных договором пределах. Все условия открытой лицензии должны быть доступны неопределенному кругу лиц и размещены таким образом, чтобы лицензиат ознакомился с ними перед началом использования соответствующего произведения.

Лицензиар может предоставить лицензиату право на использование принадлежащего ему произведения для создания нового результата интеллектуальной деятельности (пункт 2 статьи 1286.1. ГК РФ). В данном случае, если иное не предусмотрено открытой лицензией, считается, что лицензиар сделал предложение заключить договор (пункт 2 статьи 437) об использовании принадлежащего ему произведения любым лицам, желающим использовать новый результат интеллектуальной деятельности, созданный лицензиатом на основе этого произведения, в пределах и на условиях, которые предусмотрены открытой лицензией. Акцепт такого предложения считается также акцептом предложения лицензиара заключить лицензионный договор в отношении этого произведения. Открытая лицензия является безвозмездной, если ею не предусмотрено иное. Срок действия открытой лицензии указан. Если он не определен, то для программ для ЭВМ и баз данных договор считается заключенным на весь срок действия исключительного права, а для других видов произведений договор считается заключенным на пять лет.

Что касается территории, на которой допускается использование соответствующего произведения, то если в открытой лицензии она не указана, то такое использование допускается на территории всего мира (абзац 3 пункта 3 статьи 1286.1 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 81 Постановления Пленума Верховного Суда № 10 авторское право с учетом пункта 7 статьи 1259 ГК РФ распространяется на любые части произведений при соблюдении следующих условий в совокупности: такие части произведения сохраняют свою узнаваемость как часть конкретного произведения при их использовании отдельно от всего произведения в целом; такие части произведений сами по себе, отдельно от всего произведения в целом, могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в объективной форме. К частям произведения могут быть отнесены в числе прочего: название произведения, его персонажи, отрывки текста (абзацы, главы и т.п.), отрывки аудиовизуального произведения (в том числе его отдельные кадры), подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. Охрана и защита части произведения как самостоятельного результата интеллектуальной деятельности осуществляются лишь в случае, если такая часть используется в отрыве от всего произведения в целом. При этом совместное использование нескольких частей одного произведения образует один факт использования. Срок действия исключительного права на часть произведения по общему правилу соответствует сроку действия исключительного права на все произведение в целом.

Заблуждение № 5: можно использовать понравившегося героя (персонажа), придуманного другим автором, в своем творчестве и по своему усмотрению. Данное заблуждение связано с упомянутым выше заблуждением № 4.

Как было отмечено выше, в силу пункта 7 статьи 1259 ГК персонаж произведения может быть отнесен к части произведения и на него может распространяться авторское право. Охрана авторским правом персонажа произведения предполагает, в частности, что только автору или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать персонаж любым способом, в том числе путем его воспроизведения или переработки (см. абзац 4 пункта 82 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10). Поэтому, если вы вдруг решили взять «без спроса» понравившегося героя мультфильма, например, и разместить его на какой-либо продукции собственного изготовления, при этом еще слегка «поработав» над его внешним обликом, например пририсовав другую одежду или добавив какие-то новые элементы в образ, не удивляйтесь, если в какой-то момент будете объясняться по этому поводу в суде. В этой связи Пленум Верховного Суда РФ (Постановление № 10, абзац 2 пункта 82) указал, что не любое действующее лицо произведения является персонажем в смысле пункта 7 статьи 1259 ГК РФ.

Истец, обращающийся в суд за защитой прав именно на персонаж как часть произведения, должен обосновать, что такой персонаж существует как самостоятельный результат интеллектуальной деятельности. При этом учитывается, обладает ли конкретное действующее лицо произведения достаточными индивидуализирующими его характеристиками: в частности, определены ли внешний вид действующего лица произведения, характер, отличительные черты (например, движения, голос, мимика, речевые особенности) или другие особенности, в силу которых действующее лицо произведения является узнаваемым даже при его использовании отдельно от всего произведения в целом.

Далее тот же Пленум (абзацы 5 и 6 пункта 82 Постановления) разъяснил, что воспроизведением персонажа признается изготовление экземпляра, в котором используется, например, текст, содержащий описание персонажа, или конкретное изображение (например, кадр мультипликационного фильма), или индивидуализирующие персонажа характеристики (детали образа, характера и (или) внешнего вида, которые характеризуют его и делают узнаваемым). В последнем случае воспроизведенным является персонаж и при неполном совпадении индивидуализирующих характеристик или изменении их несущественных деталей, если, несмотря на это, такой персонаж сохранил свою узнаваемость как часть конкретного произведения (например, при изменении деталей одежды, не влияющих на узнаваемость персонажа). В отношении персонажа произведения не используется понятие сходства до степени смешения. Наличие внешнего сходства между персонажем истца и образом, используемым ответчиком, является лишь одним из обстоятельств, учитываемых для установления факта воспроизведения используемого произведения (его персонажа).

Заблуждение № 6: всё, что размещено в Интернете, можно свободно использовать, включая картинки, тексты, фотографии, музыку, особенно если автор (правообладатель) не указан. Думать и действовать так – ошибка, которая может привести к неприятным последствиям. У любой картинки есть автор или правообладатель. И даже если они по каким-то причинам не указаны, это не значит, что с произведением можно делать всё, что вам заблагорассудится.

В соответствии со статьей 1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Что принципиально важно: для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей (пункт 4 статьи 1259 ГК РФ). Согласно пункту 1 статьи 1300 ГК РФ информацией об авторском праве признается любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования произведения, которая содержится на оригинале или экземпляре произведения, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением такого произведения до всеобщего сведения, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация.

Кстати, замечу, что требование об обязательном указании значка авторского права, который, думаю, вам знаком, это буква «С» в кружочке, отсутствует: закон (статья 1271 ГК РФ) предоставляет правообладателю такое право, а не налагает в качестве обязанности. Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение может использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

  • латинской буквы «C» в окружности;
  • имени или наименования правообладателя;
  • года первого опубликования произведения.

Заблуждение № 7: произведение, созданное на каком-либо мастер-классе, например по живописи, можно свободно затем использовать. Не всегда. Мастер-классы по живописи (рисунку) или другим видам творчества – явление сейчас очень распространенное и популярное. Чего только не предлагается! А задумывались ли вы когда-нибудь, что и на основе чего создаете, когда приходите на тот или иной мастер-класс? И если речь идет о копировании (модифицировании) какой-либо работы, то кто является автором (правообладателем) оригинала используемой на мастер-классе работы и не возражает ли он против такого «масштабирования» его произведения? Задумайтесь.

Недавно мне рассказали о преподавателе восточной живописи, который на своих мастер-классах использовал собственные учебные материалы и не только не разрешал их копировать, но также не разрешал своим ученикам демонстрировать публично произведения, созданные на основе его контуров. Всё оставалось в рамках этих мастер-классов. И преподаватель заранее об этом предупреждал.

Кстати, если обратиться к китайской традиционной живописи, например стилю гунби, то копирование работ старых художников является чуть ли не обязательной частью образовательного процесса.

Заблуждение № 8: можно свободно включать любую музыку в салонах красоты, кафе, барах и ресторанах или приглашать исполнителей (певцов, музыкантов) исполнить какие-либо музыкальные произведения (с текстом или без). Помимо произведений, перешедших в общественное достояние (об этом сказано выше), Закон допускает также свободное, без согласия автора или иного правообладателя, и без выплаты вознаграждения публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения только во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии (статья 1277 ГК РФ).

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении № 10 (пункт 93) указал, что в силу подпункта 6 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ использованием произведения считается в числе прочего его публичное исполнение, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи (который определяется судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела), независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения. При этом, решая вопрос о том, относятся ли лица к обычному кругу семьи, суду необходимо учитывать родственные отношения и личные связи, периоды общения, характер взаимоотношений и другие значимые обстоятельства.

Лицом, осуществляющим публичное исполнение произведения, является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, то есть лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия. При представлении произведения в живом исполнении лицом, организующим публичное исполнение, является лицо, обеспечивающее участие исполнителя (исполнителей). При отсутствии доказательств иного предполагается, что таким лицом является лицо, владеющее местом, где такое исполнение осуществляется.

Лицо, организующее публичное исполнение, должно заключить договор о предоставлении ему права на публичное исполнение произведения с правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе и выплачивать полагающееся вознаграждение. При публичном исполнении аудиовизуального произведения это же лицо уплачивает вознаграждение, полагающееся автору музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении (пункт 3 статьи 1263 ГК РФ).

Публичное исполнение произведения требует получения согласия правообладателя или организации по управлению правами на коллективной основе независимо от того, осуществляется такое исполнение за плату или бесплатно (пункт 2 статьи 1270 ГК РФ), а также от того, является представление произведения (или организация представления произведения) основным видом деятельности или же представляет собой звуковое сопровождение иной деятельности (например, в кафе, ресторанах, торговых центрах, на территории спортивных объектов и т.п.).

В России к организациям по управлению правами на коллективной основе, например, относятся:

  • Общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество» (РАО) — негосударственная некоммерческая организация, созданная авторами и иными правообладателями для осуществления управления авторскими правами на коллективной основе;
  • Общероссийская общественная организация «Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности» (ВОИС), предметом деятельности которой является:
    • осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях;
    • осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях;
  • Общероссийская общественная организация «Российский Союз Правообладателей» (РСП), основным предметом деятельности которой является:
    • управление правами на коллективной основе в следующей сфере: осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях;
    • оказание помощи правообладателям в реализации и защите их интеллектуальных прав на договорной основе, в том числе на основе полномочий, предоставляемых другими российскими и иностранными организациями по управлению правами на коллективной основе.

Вопросы ответственности

Тема ответственности за нарушение авторских прав достаточно обширная и сложная, поэтому здесь я остановлюсь на двух аспектах, заслуживающих, на мой взгляд, особого внимания:

1. «Без вины виноватые»[i].

О чем идет речь? По общему правилу (абзац 1 пункта 3 статьи 1250 ГК РФ) предусмотренные Гражданским кодексом РФ меры ответственности за нарушение интеллектуальных прав подлежат применению при наличии вины нарушителя, если иное не установлено данным Кодексом. Однако из этого правила есть исключения, установленные абзацем 3 пункта 3 статьи 1250 ГК РФ, а именно: если иное не установлено Гражданским кодексом РФ, предусмотренные подпунктом 3 пункта 1 и пунктом 3 статьи 1252 ГК РФ меры ответственности за нарушение интеллектуальных прав, допущенное нарушителем при осуществлении им предпринимательской деятельности, подлежат применению независимо от вины нарушителя, если такое лицо не докажет, что нарушение интеллектуальных прав произошло вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Подпункт 3 пункта 1 и пункт 3 статьи 1252 ГК РФ, к которым идет отсылка в указанной норме, дают возможность предъявить следующие требования:

  • о возмещении убытков – к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб, в том числе нарушившему его право на вознаграждение, предусмотренное статьей 1245, пунктом 3 статьи 1263 и статьей 1326 ГК РФ;
  • в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.

В пункте 72 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 разъяснено, что лицо, с которого при отсутствии его вины взысканы убытки или компенсация, а равно у которого изъят материальный носитель, вправе предъявить регрессное требование к лицу, по вине которого первым лицом было допущено нарушение, о возмещении понесенных убытков, включая суммы, выплаченные третьим лицам (пункт 4 статьи 1250 ГК РФ). Положения статьи 1081 ГК РФ в данном случае не подлежат применению.

Отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применение в отношении нарушителя таких мер, как публикация решения суда о допущенном нарушении (подпункт 5 пункта 1 статьи 1252), пресечение действий, нарушающих исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации либо создающих угрозу нарушения такого права (подпункт 2 пункта 1 статьи 1252), изъятие и уничтожение контрафактных материальных носителей (подпункт 4 пункта 1 статьи 1252). Указанные действия осуществляются за счет нарушителя (пункт 5 статьи 1250 ГК РФ).

Важный момент: для применения к лицу мер ответственности за нарушение интеллектуальных прав при отсутствии вины такого лица в порядке, предусмотренном абзацем 3 пункта 3 статьи 1250 ГК, необходимо, чтобы такое нарушение было совершено при осуществлении им предпринимательской деятельности!

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (абзац 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ).

2. Чтите кодекс. Уголовный.

В российском праве, помимо гражданско-правовой ответственности, предусмотрена также уголовная ответственность за нарушение авторских, смежных, патентных прав (см. статьи 146, 147 и 180 Уголовного кодекса Российской Федерации). Например, присвоение авторства (плагиат) при условии, что оно причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев (часть 1 статьи 146 УК РФ).

А незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок (часть 2 статьи 146 УК РФ).

Пленум Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 года № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» в своем Постановлении разъяснил, что, помимо автора произведения (физического лица, творческим трудом которого создано произведение) или обладателей смежных прав (исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания), потерпевшими по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 146 УК РФ, могут являться иные лица (как физические, так и юридические), которым авторское право или смежные права принадлежат на основании закона, переходят по наследству либо по договору (абзац 2 пункта 1). Устанавливая факт присвоения авторства или незаконного использования объектов авторских и смежных прав, суды должны иметь в виду, что на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия авторское право не распространяется, а следовательно, на них не распространяются и предусмотренные статьей 146 УК РФ средства уголовно-правовой защиты (абзац 3 пункта 2).

При установлении факта нарушения авторских прав путем присвоения авторства (плагиата), предусмотренного частью 1 статьи 146 УК РФ, суду надлежит иметь в виду, что указанное деяние может состоять, в частности, в объявлении себя автором чужого произведения, выпуске чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем, издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени (пункт 3).

В соответствии с пунктом 4 данного Постановления незаконным по смыслу статьи 146 УК РФ следует считать умышленное использование объектов авторских и смежных прав, осуществляемое в нарушение положений действующего законодательства Российской Федерации, которым регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания.

Устанавливая факт незаконного использования объектов авторских и смежных прав, суд должен выяснить и указать в приговоре, какими именно действиями были нарушены права авторов произведений, их наследников, исполнителей, производителей фонограмм, организаций кабельного и эфирного вещания, а также иных обладателей этих прав. Такими действиями могут являться совершаемые без согласия автора или обладателя смежных прав воспроизведение (изготовление одного или нескольких экземпляров произведения либо его части в любой материальной форме, в том числе запись произведения или фонограммы в память ЭВМ, на жесткий диск компьютера), продажа, сдача в прокат экземпляров произведений или фонограмм, публичный показ или публичное исполнение произведения, обнародование произведений, фонограмм, исполнений, постановок для всеобщего сведения посредством их передачи по радио или телевидению (передача в эфир), распространение в сети Интернет, перевод произведения, его переработка, переработка фонограммы, модификация программы для ЭВМ или базы данных, а также иные действия, совершенные без оформления в соответствии с законом договора либо соглашения.

И в заключение

Эта публикация назревала давно и готовилась долго. Почему я решила написать на тему авторских прав? Потому что я сама создаю произведения. Потому что произведения создают мои друзья и не друзья, партнеры по проектам и просто знакомые. И мне хочется, чтобы каждый, кто вступает на привлекательный путь творчества и искусства, был максимально информирован и защищен от ошибок и заблуждений, которые вместо творческой самореализации могут привести к неприятным последствиям в виде юридической ответственности. И конечно же, хочется, чтобы в нашем обществе уровень правосознания и правовой культуры был высоким.

Будучи юристом, я прекрасно понимаю, что не юристу закон читать сложно, ведь в одних вышеприведенных выше нормах содержится ряд неочевидных для многих понятий: «воспроизведение», «правомерно обнародованное произведение», «личные цели» и т.д. Но в случае авторского права всё проще, чем кажется на первый взгляд, поскольку основной постулат, на котором оно базируется и вокруг которого формулируются принципы защиты авторских прав: «Не берите чужое, создавайте свое!» Создавайте сами и с чистого листа. И тогда, даже в случае возникновения спорных ситуаций, вы с большей степенью вероятности окажетесь на стороне истца, чем на стороне ответчика.

Поделитесь статьей в социальных сетях:

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в telegram
Telegram

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *