Продолжите бесплатное чтение этой и других статей после простой регистрации на сайте

Я уже зарегистрирован:


Я не помню пароль

Я ещё не зарегистрирован:

Красота Африки: многоликая и экзотичная

Скачать статью в PDF
Распечатать

Красота Африки: многоликая и экзотичная Чернокожие модели давно перестали быть на наших подиумах экзотикой и превратились в неотъемлемую часть американского и даже европейского эстетического идеала. Нам сложно поверить, но на родине своих предков эти признанные у нас эталонными красавицы не только не нашли бы себе ни одного жениха, но и не услышали бы ни единого комплимента!

Всё очень просто – Черный континент лучше всех остальных частей света сохранил свой собственный самобытный эстетический идеал и остается верен своим традициям. А они очень и очень отличаются от того, что мы наивно полагаем господствующим в мире.

Африканский континент занимает 20,4% поверхности суши и является вторым по площади после Евразии. Ни одна другая часть мира не может похвастать таким количеством стран (их 62, включая зависимые территории), народов и народностей (до 8 тысяч!), каждая из которых имеет свои уникальные самобытные черты, порой удивляющие и шокирующие не только нас, но и ближайших соседей. Из почти миллиарда жителей Африки большинство продолжают в той или иной мере существовать отдельно от цивилизованного мира. Здесь господствуют свои законы, поклоняются своим богам, играют музыку, в которой европейцу нередко трудно обнаружить мелодию…

Конечно, есть и крупные города, в которых живут современные, с нашей точки зрения, люди или те, кто хотя бы отчасти воспринял европейские эстетические взгляды и моду. Но даже здесь обязательно найдутся местные красавицы, способные надеть к дизайнерскому платью национальное покрывало ручной работы (как не так давно сделала женщина-посол в Кремле на вручении верительных грамот), а серьги с бриллиантами дополнить ожерельем из зубов льва.

Общий африканский эстетический идеал так и не сложился: здесь слишком много разных народов, большинство из которых не дошли до уровня государства, строящего вертикаль власти, общности во всем, включая нивелирование областных культурных различий.

Еще одна причина: по внешнему виду человека в Африке можно четко определить его национальность, социальное положение, брачный и имущественный статус. Короче говоря, внешний вид африканца заменяет ему целую груду наших документов. Отказаться от подобной практики было бы крайне неудобно.

Wella Professionals

Сыграли свою роль и частые столкновения между разными народами. Женщины всегда становились, увы, законной добычей победителей. Сексуальное насилие как инструмент доказательства своей победы и власти до сих пор процветает в Африке. Экзотичный для соседей внешний вид женщин отчасти (по мнению некоторых антропологов) служит их защитой от насилия, делая их непривлекательными для чужаков.

Тем не менее есть и общие черты, характеризующие эстетические взгляды африканцев. Прежде всего, в традиционной культуре местный эстетический идеал строго регламентирован (нельзя носить украшения или делать себе шрамы, неположенные по статусу) и обязателен к исполнению (вот почему голливудские актрисы в «диком» племени остались бы старыми девами). Если африканец хочет быть членом своего общества (народа), он обязан выполнять его эстетические законы.

Хотя у африканцев есть строгое деление на повседневный и праздничный внешний вид, ни одна чернокожая дама не высунется из своей хижины (даже самой бедной), не приведя себя в порядок. Неряху ждет суровое осуждение.

В африканской культуре в центре внимания – человеческое тело. Собственное тело для человека – произведение искусства, над которым он работает всю свою жизнь. В скульптуре и живописи, к слову, тоже доминирует изображение человека. При этом абстрактное искусство господствует над реалистичным. Поэтому на ткани геометрический узор, а не изображения животных или растений, а макияж на лице человека не усиливает его естественные черты, а перекрывает их каким-нибудь совершенно «нечеловеческим» изображением.

Неведомая для нас бедность африканских народов породила общую моду на полных женщин, их полнота свидетельствует о достатке и сопутствующем ему здоровью. Голод – частый гость в африканских хижинах. В норме же местное меню очень здоровое, содержит много фруктов и овощей, нежирного мяса. Многие племена обильно употребляют молоко. А масаи прославились своим «коктейлем» из молока и крови живых животных. Это идеальный способ получить животный белок, не убивая дорогостоящий скот.

По сравнению с европейскими у африканских женщин очень ярко выражены «формы», их еще называют «песочные часы»: пышные бедра и грудь, а между ними – подчеркнутая талия, спереди «украшенная» заметным животом. Разница между талией, грудью и бедрами у африканок намного больше, чем у нас с вами. И их мужчинам это очень нравится.

Что до самого сильного пола, то у местных джентльменов в тренде широкие плечи, мускулистая грудь и длинные ноги, как у наших мачо.

У многочисленных койсанских народов (включая крупнейшие народы Африки, бушменов и готтентотов) безумно привлекательной считается сильно выраженная женская… низ спины. В идеале угол между спиной и ягодицами должен приближаться к 90 градусам! С одной стороны, подобные фигуры обусловлены генетически: для африканок характерна стеатопигия (преимущественное отложение жира на ягодицах, увеличивающееся с каждой беременностью), с другой – красивую фигуру мамы формируют дети: грудных малышей здесь всё время носят с собой, привязывая к спине. Ребенок сидит чуть ниже поясницы, поясничный отдел матери его слегка поддерживает, и для увеличения поддержки мама слегка изгибается. В результате ее ягодицы выпячиваются и принимают более сексуальный вид.

Популярны два вида деформации груди. Ее или массируют горячими камнями, деревянными скалками, плотными плодами и туго перетягивают, чтобы максимально сократить размер, или при помощи массажа и специальной конструкции из тяжелых украшений максимально оттягивают вниз, придавая опущенным на трубе из кожи молочным железам вид «мешочков».

Еще одна особенность африканского эстетического идеала: украшать ребенка родители начинают с первых дней его жизни. Первая трудовая деятельность и брачный возраст здесь наступают рано (с четырех и двенадцати лет соответственно). Поэтому очень рано ребенок начинает украшать себя сам в соответствии со своим социальным статусом и вкусом. С наступлением половой зрелости, на пике «игры гормонов», «декорирование себя» достигает своего апогея. Далее женщины останавливаются и просто поддерживают себя в форме. А вот мужчины всю жизнь… простите, «выпендриваются», ведь с возрастом растет (или должен расти) их социальный статус, который требует соответствующего внешнего проявления.

Отличается от нашего и отношение к наготе. Ее не стыдятся. Открытые груди у женщин и декорированные половые органы у мужчин считаются не просто нормой, а красивой частью тела, которую принято демонстрировать окружающим. Правда, чем ближе к нашей цивилизации, тем более отступают африканцы от этого правила.

Во влажных тропических районах Африки обилие воды и сам климат стимулируют людей часто мыться. Но на многочисленных засушливых и полупустынных территориях вода слишком дорога и мытье просто недоступно. Это обстоятельство, жаркое солнце и обилие кусачих насекомых определили важнейшие задачи африканской ухаживающей косметики: она дезинфицирует тело без воды, защищает кожу и волосы от палящих жарких лучей и отпугивает насекомых (часто при помощи не самых приятных ароматов).

Наиболее распространенный «препарат» – составы для смазывания кожи лица и тела из трав, селитры, красной глины, золы. Популярна зола, оставшаяся от сжигания навоза (на кострах из высушенного навоза готовят еду), так как в пустынных местах просто может не быть другой. Именно такая зола великолепно отпугивает москитов и одновременно смягчает места уже имеющихся укусов. В косметических составах часто используются масла пальмы рафия и кокоса, касторовое, сливочное. В состав элитной косметики входит самый драгоценный жир – животный. В качестве дезинфицирующего активного вещества в косметике используются обладающие соответствующими свойствами травы, очень популярен корень имбиря.

Чрезвычайно часто один и тот же продукт и ухаживает за кожей, и служит декоративной косметикой, краской для кожи. Раскрашивание лица и тела – популярнейший вид местного макияжа. Для придания красящих свойств в африканские «косметические средства» добавляют охру, мел, растительные красители (популярно растертое красное дерево), металлическую пыль.

На севере Намибии люди из племени химба известны своей кожей – нежной, покрашенной в золотисто-красный цвет, символизирующий кровь – жизненную силу. Вода в данном регионе дорога, поэтому ее догадались заменить ежедневной ванной из… дыма. Специальную миску наполняют травами и ароматными веточками кустарника омумбири (Commiphora wildii), называемого намибийской миррой, и поджигают их. Когда начинает валить дым, человек накрывается одеялами и наклоняется над его источником. После того как принимающий дымную ванну обильно пропотеет, поры его кожи откроются, человек специальными плоскими палочками очищает себя, а потом наносит особый крем, прославивший племя химба.

Мужчины и женщины покрывают себя с ног до головы красной смесью из тончайшей пудры ярко-красного гематита (производное вулканической деятельности), охры и масел (растительных и сливочного) – это и красиво, и кожу смягчает, и защищает от ультрафиолета и насекомых (от летающих до живущих на коже паразитов). Отдушкой (и очень приятной отдушкой) служит смола уже знакомого нам кустарника омумбири.

Поделитесь статьёй в социальных сетях:
Скачать статью в PDF
Распечатать

Другие статьи по теме: