Рубрики

20-е годы ХХ столетия: новому миру – новые прически

20-е годы ХХ столетия: новому миру – новые прически Все мы помним, что в 1917–1919 годах в Европе произошел целый ряд революций. Рухнули три империи: Российская, Австро-Венгерская и Германская. Мир изменился коренным образом.

Но ведь была еще одна революция – революция в моде. Так всегда бывает: коренные изменения общества выливаются в рождение нового эстетического идеала. Великая французская революция покончила с кринолинами, париками и мужским макияжем. Потрясения первой четверти ХХ столетия укоротили платья, расправились с нижними юбками, дали женщинам право (помимо избирательного и всяких других прав) на ношение брюк, показ ног до колена и виляние бедрами в ритме вошедшего в моду джаза, а часто и без музыки, просто при ходьбе.

Огромные изменения произошли в парикмахерском деле: впервые в истории женщины остригли волосы. В античности это делали в знак траура, в XVII–XVIII веках – под парик. Но в моде всегда были длинные волосы. И вдруг… стрижки.

Свобода! В одежде

В начале 20-х годов экономика Европы была на подъеме, у людей появились деньги. Многие стремились забыть ужасы Первой мировой. Старая элита, аристократия, была сметена, новая –основывалась на деньгах. Войти в нее было достаточно просто. Стоило только разбогатеть. Если раньше миллионер-простолюдин всё равно всегда стоял ниже нищего герцога, то теперь он мог купить этого герцога вместе со всем скарбом или только замок, выставив герцога за ворота. Люди получили свободу. Отныне они не были обязаны придерживаться существовавших веками правил. Словно школьники в начале каникул, они массово наслаждались своим новым, намного более свободным положением.

Больше всего перемены коснулись женщин. Постепенно, то в одной стране, то в другой, они получали избирательное право, право на обучение вместе со студентами-мужчинами (а не на отдельных женских курсах), на получение «мужских» профессий, занятие «мужскими» видами спорта. Значительно упростилась процедура развода, и разведенная женщина уже не считалась «падшей» и «опозоренной».

Для новой жизни женщинам потребовалась новая одежда: более удобная, не стесняющая движений, и более простая, позволяющая работать как в конторе, так и за станком. Женщины полностью отказались от корсетов, многослойности, излишнего декора в будничной одежде. Появились женские брючные костюмы, женская спортивная форма стала более облегающей, простой и короткой.

В моду впервые в истории вошли «женщины-мальчики», тоненькие, с плоскими фигурами, без груди и живота, со стройными ножками и короткими стрижками. Увлечение многих женщин спортом породило моду на загар. До этого он считался уделом находящегося долгое время на улице трудового народа.

Послевоенное общество было веселым и стремилось жить ярко. Недаром именно в это время в моду вошли новые быстрые танцы, достаточно смелые и сексуальные, основанные на быстрых движениях обнаженных до колена женских ног. Самые известные из них: чарльстон, танго, фокстрот. Балы ушли в прошлое. Танцевали отныне в ресторанах или специальных клубах. Прийти на такую вечеринку мог каждый (пожилые аристократки хватались от такого за сердце), если был прилично одет и мог заплатить за ужин.

Отныне модная женщина стремилась максимально похудеть и должна была активно и ловко двигаться, этого требовали не только танцы, но и появившаяся вместе с демонстрирующей естественную фигуру женщины одеждой новая, «виляющая» походка, весьма далекая от плавных и неспешных движений, которые еще в начале ХХ века считались обязательными для дамы.

Больше прав – короче волосы

Первые короткие женские стрижки появились до Первой мировой. Но тогда они считались вызовом обществу, заявлением женщины о ее борьбе за свое равноправие с сильным полом. Короткие волосы носили суфражистки, революционерки, свободолюбивые представительницы богемы. Во время войны многие женщины отправились на фронт в качестве сестер милосердия, и среди них (по чисто практическим соображениям) родилась мода на ношение коротких волос. В тылу дефицит самого необходимого также стимулировал многих остричь длинные волосы. Однако женщины хотели оставаться женщинами и короткие волосы тщательно завивали.

Когда мир и благополучие вернулись в Европу и США, возвращения к длинным волосам не последовало. Уж больно короткие стрижки соответствовали новому эстетическому идеалу и новому ритму жизни.

Какими должны быть модные женщины, рассказывала культовая повесть Виктора Маргеритта «Ле гарсон» («Мальчик»), вышедшая в свет в 1922 году. Ее героини – представительницы не просто нового поколения, а Нового мира. Они предпочитают короткие юбки, слушают джаз и танцуют модные танцы, открыто курят и употребляют много спиртных напитков, пользуются яркой косметикой, водят автомобили, презирают правила «пристойного» поведения, раскрепощены сексуально и, разумеется, носят исключительно короткие стрижки. Данный стиль поведения (его назвали «флэпперс») призывал максимально наслаждаться жизнью. Здесь и сейчас.

Уже в 20-е годы короткие стрижки стали нормой даже для достаточно консервативных и не следивших за модой женщин. Тем не менее до начала 30-х годов в прессе не утихали ожесточенные дискуссии на тему «Стричь или не стричь?». Многие «звезды» использовали как стрижки, так и рассуждения о них для повышения своей популярности. Их статьи в модных журналах на тему «Почему я подстриглась?» выходили одна за другой и вызывали бурные толки. А модницы радостно копировали прически звезд.

Социальное равенство… в прическах

Очень важный момент: еще в начале ХХ века существовали прически «для дам из высшего общества» и «для простолюдинок». И правда, в сложном сооружении и полагающейся к нему шляпе не то что на фабрике не постоишь, в конторе не сможешь работать. А вот прически 20-х годов ХХ века для женщин из всех слоев общества совершенно одинаковые. С короткой стрижкой удобно и чарльстон до утра отплясывать, и в конторе сидеть, и машину водить, и метлой махать. Никогда в истории такого еще не бывало.

Короче стрижка – больше салонов

Именно этот момент оказал важнейшее влияние на индустрию красоты: людям с небольшим достатком, практически каждой женщине отныне регулярно были необходимы услуги парикмахера. Нормальную стрижку сделать дома невозможно! На самом деле хорошо выполнить укладку в стиле 20-х дома тоже задача, посильная исключительно профессионалу. Нужда в массовых недорогих парикмахерских услугах породила появление огромного количества салонов. Ранее женский парикмахер был мастером для богатых. В 20-е годы, как грибы после дождя, плодятся предприятия эконом-класса (их для женщин до этого практически не было).

Одновременно открывались всё новые и новые парикмахерские бизнес- и VIP-уровня. Они тоже стали чрезвычайно востребованными у женщин, так как в головах богатых клиенток произошел переворот: ранее даме престижно было получать услуги на дому или иметь горничную, обученную делать прически. В 20-е годы женщины стали жить более открыто и отныне предпочитали сами приходить в салон и делать прическу «на свободе», вне дома.

В принципе, до 20-х годов не было принято, чтобы женщина получала какие-либо услуги из сферы индустрии красоты на глазах других женщин (клиенток салона). Это правило отменили. Более того, салоны быстро превратились в место общения женщин. Сюда стали приходить с подругами не только привести себя в порядок, но и приятно провести время, обсудить новинки моды, посплетничать, полистать журналы.

Возник спрос на салон как на своеобразный женский клуб. В результате салоны стали более изысканными и элегантными, в них появились большие удобные зоны ожидания с комфортными креслами, журнальными столиками, кипами журналов, рекламными плакатами на стенах. Клиенткам стали предлагать кофе, чай, вино, печенье и конфеты, а заодно и средства для ухода за собой в домашних условиях. Отныне мастера из хороших салонов выделяли специальное время, чтобы посидеть и пообщаться с клиентками, посмотреть журналы, не спеша выбрать прическу, оттенок для окрашивания, просто обсудить последние веяния моды.

В самом начале 20-х годов появились завоевавшие послевоенный мир прически «а-ля гарсон» («под мальчика», вспоминаем книжку!) и «бубикопф» («детская головка», волосы стригли совсем коротко и завивали, слегка приподнимая в области затылка). Обратите внимание: первое слово французское, второе – немецкое. Именно эти две страны задавали тон в парикмахерской моде, хотя одежда, украшения и обувь интереснее и разнообразнее были в не пострадавших от войны на своей территории США и Англии. Дело в том, что в Германии и во Франции огромный скачок в начале ХХ века сделала химия.

Завивка – это к немцам

Завивка стала самой модной и востребованной услугой. Дома женщины использовали бигуди и специальные горячие щипцы. Щипцы применяли и в салонах. Очень популярными были марсельские щипцы, изобретенные Марселем Грато в 70-е годы XIX века, хотя сам метод был не нов и щипцы использовались для стайлинга волос уже несколько веков. Ежедневная завивка, где бы она ни происходила, отнимала много времени и не отличалась большой стойкостью.

Еще в 1904 году в Германии парикмахером Карлом Неслером (он же придумал накладные ресницы) была изобретена перманентная (долгосрочная) завивка при помощи химических составов и специальных приборов. Она тоже очень сильно портила волосы, но могла держаться до шести месяцев. Это несомненное удобство сделало химическую завивку настоящим хитом 20-х годов и заставило ученых постоянно работать над ее усовершенствованием. Уже очень скоро химическая завивка могла быть вертикальной или горизонтальной, электрической или паровой.

Несомненными лидерами в области химической завивки являлись немцы. Среди них особо выделялась компания Wella. Настоящими прорывами стали препарат Wellin (1927 год) и Wella Junior (1930 год) – первый в мире портативный прибор для химической завивки. Небольшие размеры, простота монтажа и относительная простота эксплуатации Wella Junior позволили резко расширить круг салонов, оказывавших услугу завивки. Обладая данным прибором, можно было очень быстро открыть самый современный салон даже в небольшом помещении в удаленном от города поселении. Были бы деньги на покупку и клиенты! А клиенты были.

Начиная с 20-х годов парикмахерское дело стало развиваться совершенно иным, ускоренным темпом. Например, в 1920 году были изобретены филировочные ножницы с зубчиками. С их помощью прореживали волосы.

Окрашивание – с этим к французам

Всё более востребованными и совершенными становились стайлинговые средства (без них невозможно было ни сделать, ни сохранить в порядке модную прическу, хотя наряду с фабричными еще широко применялись всякие составы домашнего изготовления) и краски для волос. В моде были чистые, четко локализованные цвета. К услуге окрашивания нередко прибегали молодые модные женщины, желавшие иметь яркий оттенок волос. В тренде были различные оттенки блонда и почти черные волосы.

Лидерами в разработке и производстве красок для волос являлись французы. Немцы тоже производили продукты для окрашивания, но не могли добиться такого успеха. Ведь главным центром моды оставался Париж, отсюда по миру распространялись самые важные новинки, здесь задавали тон. Отсюда было проще всего диктовать цвет волос.

Среди французских компаний наибольшего успеха добилась основанная 30 июля 1909 года Эженом Шуэллером «Французская компания безопасных красок для волос», будущая L’Oréal. Базой для ее развития стали изобретенные еще до Первой мировой (в войну не до них было) две краски: Noir (черная) и Or (золотая), позволявшие получить очень естественные оттенки и обращавшиеся с волосами намного-намного бережнее, чем имевшиеся на рынке до них красители.

Свою собственную революцию (в окрашивании волос) L’Oréal устроила после 1920 года. Силами работавших на компанию ученых был создан целый ряд ультраинновационных для того времени продуктов для окрашивания: L’Oréal Henné (хна), L’Oréal Instantané, L’Oréal d’Argent (для окрашивания желтеющих волос), L’Oréal Blanc и мгновенно завоевавший сердца светловолосых дам L’Oréal D’Or (1925 год) – осветляющий уникальный продукт, придававший светлым волосам глубокий и яркий, но очень естественный золотой блеск.

Не удивительно, что к 1930 году L’Oréal продавала свою продукцию в 18 странах и имела дополнительное производство в Англии. Доходили ее краски и до СССР (в чемоданах дипломатов и известных состоятельных путешественников, как правило деятелей искусства).

Многообразие коротких стрижек

Подавляющее большинство причесок 20-х годов прошлого века, включая упоминавшиеся выше «а-ля гарсон» и «бубикопф», выполнялись на коротких, тщательно завитых и уложенных тем или иным методом волосах. Назовем еще несколько модных стрижек того времени.

Американская танцовщица и модница Ирен Касл резко подстегнула интерес публики к себе, когда подстриглась и сделала себе стрижку боб, одну из самых популярных в 20-е годы. Боб имеет множество вариантов, как для вьющихся, так и для прямых волос. Он наглядно демонстрирует нам очень важную вещь: короткие стрижки 20-х можно было укладывать очень по-разному, разные по названию стрижки часто отличаются минимальными нюансами, которые трудно заметить непрофессионалу.

В 1917 году известный парижский парикмахер Антуан предложил «фокстрот» – короткую стрижку округлой формы, сильно выстриженную на шее. Часто она имела более длинную прядь волос ото лба, спускающуюся на щеку. Чуть позже появилась стрижка «танго» – очень короткая стрижка на мелкозавитых волосах, обильно декорированная в вечернем варианте.

С эпохой 20-х годов часто связывают прически с «холодной волной» из волос, то есть сделанной без применения нагревающих волосы приспособлений. Но на самом деле «горячий» метод применялся еще более активно. Причина проста: женщины стремились к максимально прочным укладкам. Кому-то надо было ходить на работу, и не было времени на себя; кто-то водил кабриолет и при этом хотел красиво выглядеть вечером в танцевальном клубе, а ведь там еще надо было и танцевать!

Пусть реже, но стрижки для прямых волос тоже были востребованы. Работающие небогатые женщины носили прямые волосы из соображений практичности, если не было времени укладывать прическу дома и денег на салонную перманентную завивку. Многие дамы полюбили стрижку «шлем», она походила на надетый на голову женщины шлем из прямых волос с челкой вместо забрала. В 1920-е появилась стрижка каре – наиболее практичный, не требовавший завивки вариант, прекрасно подходящий обладательницам прямых волос. Каре делали очень коротким, а вот челку его – максимально длинной. Такая стрижка отлично моделирует овал лица, позволяя визуально скорректировать его черты, акцентирует внимание на глазах (ярко выделять их макияжем как раз было в моде).

Некоторые состоятельные женщины предпочитали прямые волосы в качестве несколько эпатажного средства самовыражения. Ведь веками в моде были вьющиеся, все вокруг носили вьющиеся. На этом фоне прически на прямых кротких волосах оригинально смотрелись и выделяли свою обладательницу из толпы.

В любом случае практически все стрижки 20-х годов оставляли открытой шею, демонстрируя ее изящный женственный изгиб, утонченные линии скул и подбородка, имели четко оформленный, но довольно свободный контур. Благодаря этому они великолепно подчеркивали стройность (если таковая имелась) женщины, создавая иллюзию хрупкости, тонкости, юности. Волны вьющихся или четкая линия прямых волос часто закрывали одно или оба уха. Это зрительно сужало и стройнило лицо, но прятало серьги, которые как раз в 20-е годы не пользовались популярностью.

Очень немногие женщины сохранили в этот период длинные волосы. Более того, указанные консервативные дамы старались создать из своих волос подобие коротких стрижек при помощи специальных сеточек для волос (максимально незаметных в дневном и бисерных, жемчужных, металлических в вечернем варианте), заколок-невидимок и шпилек.

Описанные выше прически совершенно не подходят полным и зрелым дамам. Это не случайно: в 20-е годы они не считались привлекательными, и мода просто вычеркнула их из списка «живых».

К коротким эпатажным стрижкам полагался очень яркий, вызывающий макияж с двумя акцентами: на глаза (черные тушь и округлая, без стрелок, обильная подводка, нередко – накладные ресницы; яркие тени, часто неестественных тонов) и на губы (в моде были помады насыщенных ярких оттенков красного и алого). Губы должны были быть пухлыми, округлой формы, «как крупная ягода клубники».

В большой моде были разнообразные украшения для причесок. Днем лаконичные, но ярких цветов; вычурные, блестящие и громоздкие – вечером. Самый простой вариант: лента вокруг лба, завязывавшаяся на затылке, имевшая и практический смысл – она держала прическу. Вечером носили ленты, вышитые бисером, стразами, полудрагоценными камнями. Спереди или сбоку к ним часто крепили украшения из перьев или бижутерию (ювелирное украшение, по виду схожее с крупной брошью). Состоятельные представительницы слабого пола украшали вечером свои головы закрывавшими лоб и часть волос жемчужными сетками, напоминавшими поднизь русского кокошника, эта мода вполне могла произойти от «Русских сезонов» Дягилева.

Вместе с прическами уменьшили свои размеры шляпки. Отныне они не венчали сложные прически сверху, а плотно облегали голову, скрывая под собой большую часть волос. Идеальную модель предложила в 1919 году французская шляпница Каролина Ребу. Ее шляпка-клош («колокол») не просто элегантно сочеталась с короткой стрижкой, но и помогала сохранить прическу, поддерживала общий стиль одежды. Такие шляпки имели вид перевернутых ведра или горшка с минимальными, закрученными вверх полями, а чаще всего вовсе без них. Украшали их сбоку контрастными к цвету самого головного убора искусственными цветами, лентами, перьями. Делать украшения для шляпок слишком крупными считалось вульгарным. Модницы изобрели особый язык украшавших шляпку лент, на нем плотный узел обозначал, что дама замужем, «стрела» – девушка не замужем, но ее сердце занято. А вот яркий бант сигнализировал о желании познакомиться с мужчиной.

Сильный пол подстригли тоже!

До начала ХХ столетия подавляющее большинство мужчин носили достаточно длинные стрижки, хотя по-настоящему длинные волосы не встречались. Волосы длиной в два больших пальца мог позволить себе человек из общества, до плеч – представитель богемы или революционер.

Тяготы войн и революций заставили мужчин очень коротко стричься – из-за дефицита моющих средств, обилия вшей и частых случаев тифа. Более короткие, чем до Первой мировой, мужские стрижки закрепились в моде. Длинные же сохранились лишь у самых смелых представителей искусства.

Элегантную мужскую моду задавала Англия. Более демократичную – США. Иконами стиля были члены британской королевской семьи и… гангстеры из Америки, зарабатывавшие большие деньги и проводившие вечера в веселых ночных клубах под звуки джаза.

Костюм-тройка в эти годы сильно потеснил консервативные визитку и фрак, которые всё чаще и чаще считались заявкой на снобизм и особое положение в обществе. Брюки стали более узкими и короткими, предпочтителен был прямой крой. Всё чаще и чаще мужчины носили клетчатые ткани. Элементы спортивной мужской одежды (например, свитера и бриджи) постепенно становились всё более и более уместными в обычной или даже деловой обстановке. Словом, мужская одежда с каждым годом становилась всё практичнее и демократичнее.

По современным параметрам волосы носили средней длины. Но по меркам того времени это были короткие волосы. Многие идеи мужских стрижек пришли из ХIХ века в сильно укороченном варианте. Укладывая волосы, их гладко зачесывали назад или разделяли прямым пробором и зачесывали на обе стороны головы. В последнем случае волосы стригли несколько более коротко.

Мужские стрижки 20-х годов ХХ века резко укоротятся в 30-е и военные 40-е годы, но про них вспомнят в 50-е, и именно они станут прообразом того, что мужчины будут носить в 50–60-е годы. Эти стрижки стали классикой. И мы до сих пор каждый день видим их переработанный вариант на улицах.

Кудри не приветствовались, иногда мелькали мягкие волны. 20-е годы – время господства прямых, максимально гладких мужских волос. Этой гладкости добивались при помощи огромного количества особого стайлингового средства – бриолина. Бриолин сильно фиксирует волосы (не то что плохая погода не страшна, просто смывать сложно) и придает им яркий блеск. Отсюда само название – от французского brillant («сверкающий»). Производился бриолин на основе различных масел, в том числе добывавшихся из нефти (и это тоже считалось важным достижением ученых-химиков). Предки бриолина – масляные помады для волос. Его изобретатель – парфюмер Эдуар Пино. Место первой презентации – Всемирная выставка в Париже 1900 года.

С конца 20-х годов модные мужские прически стали еще короче: в тренде оказались стрижки с гладко выбритым затылком и висками, с плавным переходом к макушке и основанию прически. Челка чаще всего делалась длинной и укладывалась назад, реже – с пробором посередине, еще реже – набок, при помощи всё того же бриолина.

Усы в 20-е годы утратили популярность. Но их в виде тонкой полоски над губой нередко носили те, кто претендовал на звание «сердцеед». Бороды вообще вышли из моды и встречались исключительно у старшего поколения.

Короче говоря, волосы укоротились у всех

Это стало настоящим переворотом в эстетических взглядах человечества. Мы сейчас стрижемся и укладываем волосы по законам, заданным именно в 20-е годы. Не возобладай тогда среди женщин и мужчин мода на короткие стрижки, сегодняшний наш внешний вид был бы совершенно иным.

Этот переворот вызвал небывалый рост востребованности парикмахерских услуг. Только благодаря ему мы сейчас имеем парикмахерские салоны на каждом шагу. Одновременно гиперспрос заставил разработчиков продуктов для парикмахерского дела очень сильно потрудиться и стал причиной настоящего технологического прорыва в данной сфере.

Поделитесь статьей в социальных сетях:

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в telegram
Telegram

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *